5000-километровое путешествие Академика Ломоносова в северо-восточную Сибирь было названо потенциальным «Чернобылем на льду»
5000-километровое путешествие Академика Ломоносова в северо-восточную Сибирь было названо потенциальным «Чернобылем на льду» (Фото AFP / Александр НЕМЕНОВ)
Москва (AFP) — Россия запустит первый в мире плавучий ядерный реактор и отправит его в эпическое путешествие по Арктике в пятницу, несмотря на то, что экологи предупреждают о серьезных рисках для региона.
«Академик Ломоносов», загруженный ядерным топливом, покинет арктический порт Мурманск и отправится в 5000-километровое (3000-мильное) путешествие в северо-восточную Сибирь.
Ядерное агентство Росатом говорит, что реактор — более простая альтернатива строительству обычной установки на земле, которая замерзает круглый год, и намерена продавать такие реакторы за рубежом.
Но экологические группы давно предупреждают об опасностях проекта, называя его потенциальным «Чернобылем на льду» и «ядерным Титаником».
Смертельный взрыв в этом месяце на военном полигоне на крайнем севере России, вызвавший радиоактивный всплеск, вызвал дополнительные опасения.
Ожидается, что поездка реактора продлится от четырех до шести недель, в зависимости от погодных условий и количества льда на пути.
Работы над 144-метровым (472-футовым) Академиком Ломоносовым начались в Санкт-Петербурге в 2006 году.
Когда он прибудет в Певек, город с населением 5000 человек в сибирском регионе Чукотка, он заменит местную атомную станцию и закрытый угольный завод.
Он должен быть введен в эксплуатацию к концу года, в основном обслуживая нефтяные платформы региона, поскольку Россия развивает разработку углеводородов в Арктике.
— Радиоактивные отходы —
Рашид Алимов, глава энергетического сектора Гринпис России, сказал, что экологические группы критически относятся к идее плавающего реактора с 1990-х годов.
«Любая атомная электростанция производит радиоактивные отходы и может привести к аварии, но Академик Ломоносов дополнительно уязвим к штормам», — сказал он AFP.
По его словам, поплавок буксируется другими судами, что повышает вероятность столкновения во время шторма.
Поскольку Росатом планирует хранить отработанное топливо на борту, Алимов сказал, что «любая авария с этим топливом может оказать серьезное влияние на хрупкую окружающую среду Арктики».
Он добавил, что в регионе «нет инфраструктуры для ядерной очистки».
Глобальное потепление и таяние льда сделали Северо-Восточный проход, соединяющий Атлантический океан с Тихим океаном вдоль северного побережья России, более доступным.
Источник: newsland.com